1. Предмет науки истории, задачи курса «Отечественная история», его место в системе гуманитарных наук.
История - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран. История одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. Она тесно связана с другими науками: психологией, социологией, философией, юриспруденцией, экономической теорией, математикой, языкознанием, статистикой, литературоведением. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. «Отечественная история» изучает историю страны, в которой мы живем. Ее задачами являются: - реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде; - выяснение причин развития исторических событий по одному из возможных вариантов. (Почему произошло так, а не иначе?); - определение закономерностей исторического процесса развития общества. (Какие и по каким причинам происходили изменения в обществе?).
2. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.
В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерностей развития общества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Важнейшие формы исторического знания: Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое знание также еще не является систематизированным. Исторические представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью. Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, для большинства людей изучение истории завершается на школьном уровне. Возможно пополнение знаний на любительском уровне, однако такого рода интерес проявляется не так часто, да и популярных книг по отечественной истории немного. Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей. Оно проявляется в более-менее чётком представлении о природе и движущих силах развития человеческого общества, в понимании смысла истории, моделей исторического развития, его периодизации. На этом уровне предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей противоречивости и сложности. Формирование исторического знания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического знания является историческая наука. Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания нужно воспринимать системно, во всех его формах и уровнях. Исторические знания становятся научными (т.е. отражающими действительность) при строгом соблюдении следующих основных принципов: Принцип объективности. Он предусматривает в первую очередь опору на исторические факты в их объективном изложении без искажений, с научной проверкой достоверности факта и учетом степени этой достоверности. Принцип объективности требует также рассмотрения всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без какого-либо исключения. К этому принципу нужно отнести также и признание объективного характера закономерностей общественного развития Принцип историзма. Предусматривает изучение общественных явлений в их развитии: как явление зародилось, какие этапы развития оно проходило и чем стало в данный исторический момент. Другим требованием принципа историзма является изучение общественного явления не изолированно, а в связи с другими, тоже меняющимися во времени, учитывая взаимовлияние и взаимозависимость явлений. Третьим требованием принципа историзма является оценка факта, личности, исходя из конкретных исторических условий того времени, а не абстрактных вневременных (или современных) позиций. Главное при этом определить, что нового это явление (или личность) принесло в общественное развитие, и как оно повлияло на последующий его ход. Принцип историзма позволяет мысленно вживаться в историческое время, понять мотивы поступков и характер деятельности исторических личностей в конкретной исторической ситуации и адекватно оценить их вклад в историю. Принцип социального подхода к исследованию исторического процесса. Исследование общественной жизни предусматривает изучение социальной структуры общества, противоречивых социально-классовых интересов и всей суммы социально-политических отношений: в экономической области, в политической борьбе, в противоречиях социальной психологии и традиций. Социальный анализ позволяет понять сущность общественных процессов и мотивы действий субъектов истории. К функциям исторического познания относятся: 1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов. 2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. 3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. 4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности, выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей. 5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому. Назовем основные методы изучения (познания) истории. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. К специально-историческим методам исследования относятся: - хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; - синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе; - дихронный — метод периодизации; - историческое моделирование, статистический метод. Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует назвать также: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, социологических исследований.
Источники изучения Отечественной истории. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни исторические. Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами как и в других науках. В истории идет процесс накопления и открытия фактов, эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно- художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них - «Повесть временных лет» (XII в.). Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVIII век включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (николаевская летопись) и местными (новгородские летописи). Среди других источников наиболее важные это «Судебник» 1497г., «Соборное уложение» 1649г., «Жалованные грамоты дворянству», купчие грамоты. Одним из ценных источников древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте. Великолепным источником по Древней Руси является «Слово о полку Игореве »(XII в.). Что касается истории России с XVIII века, то здесь имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических движений, отложившихся в процессе их деятельности; произведения и мемуары выдающихся деятелей России; периодическая печать; документы и материалы музеев; кино-, фотодокументы.
3. Отечественная историография.
Слово «историография» происходит от греческого «история» -разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду, имея в виду не только библиографию, но и анализ, и критический разбор литературы. Термин «историография» имеет еще и значение истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране. Главное внимание в курсе историографии уделяется теоретическим проблемам данной науки, развитию ее методологии, борьбе мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям. Историография изучает также вопросы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом. Историография интересуется совершенствованием источниковедческих приемов исследования и критики источников. Без ее внимания не оставлены и характер изложения, и стиль разных источников. Проблемы историографии уже в XVIII веке привлекали внимание ученых, занимавшихся отечественной историей. Н.И. Новиков в 1772г. издал «Опыт исторического словаря о российских писателях». В этом произведении и во многих других, великий русский просветитель характеризовал историков и давал отзывы об их работах. Крупнейшие историки XIX В. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский в своих трудах рассматривали и оценивали произведения предшественников, а в 1880-е годы М. О. Коялович и П. Н. Милюков выступили с систематическим изложением курса историографии. В советское время вопросами историографии с классовых позиций занимался талантливый русский историк М. Н. Покровский. Он привлек своих учеников к написанию двухтомной «Русской исторической литературы в классовом освещении». Первый советский учебник по историографии, написанный Н. Л. Рубинштейном, вышел в 1941г. В 1950 - 1960 гг. вышли первый, второй и третий тома «Очерков истории исторической науки в СССР» » и учебник «Историография СССР с древнейших времен». В 1960-90-е годы наша литература пополнилась рядом ценных историографических работ. Среди них учебное пособие А. Л. Шапиро «Русская историография с древнейших времен до 1917г. »(М. 1992).
4. Методология и теория исторической науки.
Термин «методология» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию: общие принципы, которые позволяли бы упорядочить и объяснить весь накопленный исследователями материал. Долгое время в исторической науке господствовала субъективистская, либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиции субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей и др. Согласно этому подходу, их умение, расчеты или ошибки приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: божественной воле, провидению, абсолютной идее, мировой воле и т. п. Исторический процесс при таком истолковании приобретает целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих сил. Идеалистическое понимание истории господствует и в современной западной историографии. С появлением опытного, эмпирического знания историки стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765) и В. И. Татищев (1686-1750) считали, что знания, просвещение определяют ход исторического процесса. По мнению С. М. Соловьева (1820-1870), три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева, В. О. Ключевский (1841-1911) считал, что на историю оказывает воздействие совокупность факторов: географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д. Близок к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1860-1933). В советский период господствующей методологией и теорией исторической науки являлся исторический материализм, разработанный в середине XIX века выдающимися немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они вскрыли материальную обусловленность общественно-исторического процесса. Так как материальная жизнь, по их мнению, первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора: посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров. Согласно К. Марксу человеческое общество в своем развитии прошло несколько стадий (формаций): первичная формация (общая собственность), вторичная формация (частная собственность) и третичная формация (коммунистическое общество). Первая и третичная формации суть общественные формации, а вторичная - экономическо-общественная формация. Основу каждой формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Революция приводит к смене господствующего класса. Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триаду. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга. Что входит в понятие «цивилизация»? Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. Историческая основа цивилизации неотделима от производящего хозяйства (в отличие от собирательства и охоты), распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделение умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов и др. С точки зрения пространственно-временной цивилизация может охватывать локальные территории (российская цивилизация, китайская цивилизация, европейская, арабская и др.) и весь мир (мировая цивилизация, образование которой еще находиться в стадии становления). В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа (античные, феодальные, буржуазные и т. д.) Имеются позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма. В отличие от формационного подхода, который концентрирует внимание на исследовании общественных структур, требованием цивилизационного подхода является ориентация на исследование человека и мира человека. Исходя из этого, Маркс формулирует цивилизационную триаду, которую можно представить в виде развития и смены трех ступеней состояния человека. Первая ступень - личная зависимость, вторая - личная независимость, основанная на вещной зависимости, третья ступень - универсальное развитие человека, свободная индивидуальность В формационном аспекте первая ступень цивилизации охватывает собой в западноевропейской истории античность и феодализм, вторая - капитализм и третья — будущий коммунизм. Формационная триада подчеркивает прерывность исторического процесса, цивилизационная - непрерывность. Цивилизационное развитие выступает как движение к действительной свободе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Таким образом, формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют.
4. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Почему часть всемирной истории? Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации), что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими многое переняли у страны Советов. Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др. В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос. И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.
Литература
Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974. Егоров В. К. История в нашей жизни. М., 1990 г. История российского общества 1Х-ХХВВ. основные этапы и особенности развития в мировом историческом процессе. Текст лекций под руководством д.и.н., профессора Ольштынского Л.И. Выпуск 1: От Руси до Российской империи 1Х-Х1Х ВВ. М., 1996. Пушкарев С. Т. Обзор русской истории. М., 1991. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. М.,1993. Советская историография. Сб. ст. М., 1996. Восточные славяне (V-VIII вв.).
План 1. Античное наследие в эпоху "Великого переселения народов". 2. Проблема этногенеза восточных славян. Занятия. Общественный строй. 3. Основные этапы становления государственности у восточных славян. 4. Литература.
1. Античное наследие в эпоху "Великого переселения народов".
Исходным рубежом в истории всех народов был этап разложения родового строя и образование родоплеменных союзов, ведущих к образованию первых государственных форм. Этот процесс проходил у народов в разное время и различными темпами. Переход к исторически начальным государственным формам был связан, как правило, с развитием рабовладения. С возникновением рабовладельческих государств складывалась древняя цивилизация (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Персия, Древняя Индия и Китай – середина пятого тысячелетия до н.э.). На второй стадии (VII - 1 вв. до н.э.) высокое развитие получила античная цивилизация. Эта цивилизация заложила основы развития большинства современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру, рыночное хозяйство и заложила основу товарно-денежных отношений. Низкая производительность рабского труда привела к ослаблению Римской империи, а с конца II века усилился натиск на нее варварских племен, связанного с началом эпохи "Великого переселения народов". В III веке вспыхнули крупные восстания рабов и колонов, что еще более ослабило Римскую империю. В конце IV века Римская империя распалась на Западную и Восточную часть. В 410 году вестготы взяли Рим. А в 476 году был свергнут последний Римский император Ромул Августул, и Западная Римская империя прекратила свое существование. Византия же просуществовала до середины XV века. Началось вторжение и заселение античного мира варварскими племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем и освоили в определенной степени ее результаты: античную технику в земледелии, ремесле, строительстве и военном деле; частнособственнические отношения; товарно-денежное хозяйство; науку, искусство, литературу, алфавит; христианство; формы и принципы государственного устройства. На основе слияния языческих культур с христианской культурой Римской империи усиливается процесс разложения первобытно-общинного строя у варваров и образования первых варварских государств. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи было Франкское государство. Его основатель Хлодвиг (481-511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786-814) все земли Западной Римской империи были им объединены. Карл был Папой Римским коронован императорской короной. После смерти Карла Великого его империя была разделена между сыновьями. Так началось образование 3-их европейских государств: Франции, Германии, Италии. В 962 году при поддержке церкви германскому королю Отгону I удается создать Священную Римскую империю. Но и эта империя постепенно распалась на независимые герцогства. Одновременно идет процесс формирования нового, феодального общества. Бывшие рабы, получая волю и землю в аренду, превращались в крепостных. Земля перешла в руки служилой аристократии - феодалов. Образуются крупные светские и церковные поместья с крепостными крестьянами. В X - XI вв. идет разрушение сельской общины, а ее земли поглощают феодалы. Время с V по XI века - время раннего феодализма в Западной Европе. Таким образом, процесс складывания новых, феодальных отношений в Западной Европе был ускорен как благоприятными климатическими условиями, так и наследием Западной Римской империи.
2. Проблема этногенеза восточных славян.
Один из самых сложных вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов. Это очень длительный процесс, занимающий не одно тысячелетие. Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II - IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавинами. По мнению И. М. Дьяконова, к IV - V вв. праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке. Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев). В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V - VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию. Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов». Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII - IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи – верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию вокруг Ильмень-озера. В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе. В VII - IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие). Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами собирали урожай. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия бал перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новый. Основными орудиями здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги. С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страна городов. Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
3. Основные этапы становления государственности у восточных славян.
Первый этап, очевидно, связан с образованием военного союза славян в Карпатах, который в VI веке распался на составлявшие его племена. Второй этап связан с заселением восточными славянами Восточно-Европейской равнины. Племена объединяются в союзы племен во главе с князьями. Третий этап относится к VIII веку. Происходит образование городов, сначала как торговых центров. Их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые из них сделались княжествами. Соединение этих княжеств привело к образованию сначала Великого Княжества Киевского, а затем Новгородского супер-княжества. Во главе первого стояли князья Аскольд и Дир, а во главе второго - Рюрик. В 882 году Новгородский князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и превратил его в центр объединенного государства. Образование единого древнерусского государства с центром в Киеве - закономерный процесс, результат социально-экономического и политического развития древнерусского общества. К этому времени рост производительности труда привел к отделению ремесла от сельского хозяйства, образованию городов, усилению торговых связей, появлению частной собственности, обогащению части населения. Родовая и племенная знать прибрала к своим рукам власть и превратилась в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная общность и необходимость объединения военных усилий для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов. Образовавшееся государство было раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный характер, а основные средства производства принадлежали знати - феодалам. В XVIII - XIX вв. многие историки придерживались так называемой норманнской теории, приписывающей скандинавским викингам, на Руси их называли варягами, создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Три варианта этого рассказа (Лаврентьевский и Ипатьевский списки «Повести временных лет и Новгородская первая летопись) сообщают, что первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами начались междоусобицы, и племена словени, кривичи, чудь и меря обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв и выбрали трех братьев: Рюрика – севшего в Новгороде, Синеуса – на Белоозере и Трувора – в Изборске. В этой легенде многое до сих пор неясно. Если вымышленность Синеуса и Трувора признается большинством историков (в древнешведском языке слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя и не бесспорная, не отвергается рядом исследователей. И сторонники норманнской теории, и их оппоненты, авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить» государству, что, естественно, идеализировало и персонифицировало процесс его создания. Подобный подход был решительно отвергнут в советской исторической науке: возникновение государства рассматривалось как следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и борьбы между ними. При этом вопрос об этническом происхождении княжеской династии отходил как бы на второй план, тем более, что варяжская знать очень быстро ассимилировалась с местным населением, и на Руси внук, согласно летописной генеалогии, Рюрика – Святослав носил уже славянское имя. При таком взгляде важно было другое: государственность - не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа.
|
|
|
|
© Grayscaile |